Пенсионная реформа: взгляд в «светлое будущее»?

Осенью 2001 года Верховная Рада уже приняла законопроекты «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и «О государственном пенсионном обеспечении». Кроме того, более года органы Пенсионного фонда работают в рамках эксперимента, согласно которому они самостоятельно назначают и выплачивают пенсии. Также вводится персонифицированный учет информации о каждом работающем человеке. В общем, пенсионная система, подталкиваемая государством, на всех парах движется вперед.

Что мы имеем

Сейчас в Украине действует солидарная система государственного пенсионного обеспечения. В чем ее суть? Из заработной платы всех работающих граждан проводятся отчисления в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, проводит их распределение между пенсионерами. Из-за роста задолженности предприятий эти самые отчисления в последнее время стали резко сокращаться. Причин для этого несколько.

Во-первых, высокие ставки пенсионных взносов толкают предприятия на переведение части прибыли в теневой сектор. В то же время, альтернативных источников финансирования нет. Во-вторых, пенсионные вопросы Украины на сегодня регулирует более 20-ти законов, которые часто противоречат сами себе. В-третьих, большое количество льготных категорий населения и постоянное возрастание числа пенсионеров.

Что мы будем иметь

В идеале, через какое-то десятилетие наша страна должна иметь трехуровневую пенсионную систему. Первый уровень — солидарная система пенсионных выплат, которая будет обеспечивать гарантированный минимальный доход всем пенсионерам. Размер пенсии будет зависеть от размера зарплаты и от страхового стажа. Пенсионный фонд будет вести персонифицированный учет оплат взносов, будет накапливать средства на индивидуальных счетах, а также насчитывать и выплачивать пенсии. Предполагается, что этот уровень будет обслуживать наиболее социально незащищенные категории пенсионеров. Второй уровень — система обязательного государственного пенсионного страхования. Часть взносов из индивидуальных пенсионных счетов будет нагромождаться в едином государственном накопительном фонде. Эти средства будут инвестированы в прибыльные предприятия для получения прибыли. Выплаты из этого фонда вместе с пенсией, полученной по солидарной системе, в сумме будут составлять не менее 50 % той зарплаты, которую работник получал перед выходом на пенсию. Этот уровень, как и предыдущий, будет обслуживать тех, кто получает пенсии по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца, а также социальные пенсии.

Третий уровень — система негосударственного (добровольного) пенсионного страхования. Каждый человек добровольно перечисляет деньги на свой счет. Размер пенсии будет зависеть только от суммы взносов. Процесс инвестирования и выплаты средств будут контролировать негосударственные пенсионные фонды, которые в свою очередь будут находиться под надзором государства. Этот уровень пенсионной системы будет применен к большинству (80%) пенсионеров — тех, кто закончил работу из-за возрастного ценза.

Кроме всего вышеперечисленного, планируется установить единый возраст выхода на пенсию, материально стимулировать поздний выход на пенсию путем начисления процентов, высчитывать среднюю зарплату для начисления пенсий за весь период трудового стажа, учитывая при этом уровень инфляции в разные годы.

Подводные камни

В данном изложенном выше идеальном варианте существования трехуровневой пенсионной системы есть несколько деталей, которые не могут не настораживать. Во-первых, это вложение государством средств из накопительных счетов в «прибыльные предприятия». Неясно, кто будет решать, какое предприятие прибыльное, а какое — нет. Неясно, откуда государство будет брать деньги в случае неудачного инвестирования средств. Неясно также, сможет ли государство вообще гарантировать сохранение пенсионных отчислений и тем более, их возрастание за счет удачных капиталовложений.

Во-вторых — сомнительным является использование в схеме новой пенсионной системы банков, инвестиционных компаний и страховых компаний. В случае введения пенсионной системы, как это было и раньше, соответствующие государственные органы под давлением лоббистских групп крупнейших бизнес-структур Украины будут раздавать лицензии на работу с пенсионными вкладами не только банкам и страховым компаниям, которые крепко стоят на ногах, но и сомнительным формированиям. Что делать рядовому украинцу в случае ликвидации (или самоликвидации) какого-либо из них? Чем и как доказать свои претензии на пенсию? Ведь опыт сбербанка СССР и банка «Украина» уже доказал, что государственная машина в таком случае занимает лишь одну позицию: «Сейчас денег нет. Постепенно будем выплачивать. А вообще, любое вложение — риск, потому, надо было думать, куда вкладывать».

И, наконец, в-третьих, не совсем понятно, какими же должны быть отчисления обычного рабочего или служащего для обеспечения безбедной старости. Сейчас, по расчетам все того же Пенсионного фонда, с месячной зарплаты в 600 грн. в Пенсионный фонд отчисляется около 13 грн. (около 160-ти грн. в год). Даже если эта сумма возрастет в десять раз (а в ближайшее время такое вряд ли будет), то все равно она окажется недостаточной. Однако в то же время государство практически снимет с себя ответственность за состояние 80 % пенсионеров.

Потому, становится понятным, что пенсионная реформа — многогранная работа, которая вряд ли закончится в 2010 году. Скорее, она рассчитана на десятилетия и, возможно, затронет несколько поколений. Практическое внедрение новой системы требует определенных экономических условий, подготовительной работы и гарантий. Таковых пока нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *