Осторожно, фишинг!

Когда-то пластиковые карты были в России экзотикой. С тех пор много воды утекло, и сейчас картами пользуются все, включая школьников и пенсионеров. Выдача зарплаты по ведомости тоже отошла в прошлое: теперь все организации выпускают для своих сотрудников карты в рамках зарплатных проектов. С одной стороны, это хорошо. Но есть и оборотная сторона: количество мошенников, придумывающих все новые и новые способы воровать деньги с карт, тоже увеличивается. Некоторые организации обещают награду за сдачу мошенников.

Фишинг — хищение персональных данных, а также данных по картам (номер, ПИН код) клиентов банка. Может осуществляться разными способами. Самые популярные из них: рассылка запросов от имени банка на электронную почту, рассылка СМС сообщений, звонки по телефону. В этой статье я расскажу о том, какие правила при пользовании картами необходимо соблюдать, чтобы не попасть в лапы мошенников.

Странные СМС сообщения

Рассмотрим такую ситуацию: на ваш мобильный телефон пришло сообщение из банка, в котором говорится, что ваша карта заблокирована, а для снятия блокировки нужно срочно перезвонить по указанному номеру мобильного телефона. Стоит ли это делать? Не странно ли, что сотрудник банка просит вас звонить на какой-то неизвестный номер, причем мобильного телефона? Безусловно, звонить на этот номер не нужно ни в коем случае. Потому что никакой это не сотрудник банка, а типичный мошенник. Вместо этого гораздо лучше будет перевернуть вашу карту, найти на ее обратной стороне телефон поддержки пользователей и позвонив по нему, уточнить, все ли в порядке с вашей картой. Как правило, службы поддержки работают в круглосуточном режиме.

Ваши персональные данные

Кроме того, всегда необходимо помнить, что никакой банк никогда не потребует предоставление личных сведений и номера карты через СМС сообщения. Если банк действительно пришлет вам такое сообщение, то, во-первых, оно будет начинаться с префикса, в котором фигурирует название банка, а во-вторых, в подобных случаях обратный номер для связи, как правило, не указывается. Тем более, там никак не может быть номер мобильного телефона.

Даже в тех случаях, когда на ваш мобильный телефон поступает звонок действительно от работника банка, и вы в этом полностью уверены, все равно не следует озвучивать в телефонном разговоре такую информацию, как реквизиты своих банковских карт (номер, код безопасности, срок действия, и тем более, ПИН код), так и персональную информацию (паспортные данные, адрес прописки, данные о банковских счетах).

Банк никогда не станет направлять вам запросы с подобным содержанием и не потребует предоставлять персональные данные. Кроме того, сотрудник банка никогда не станет давать держателю карты какие-либо указания по поводу проведения операций по карточному счету в банкомате.

Ваша карта только ваша

Еще один важный момент: не следует никому передавать свою пластиковую карту, даже близкому родственнику. Во-первых, это просто запрещается правилами выдачи карт, а во-вторых, в случае каких-то нестандартных ситуаций с картой (например, ее «проглотил» банкомат), решать проблему сотрудники банка будут только с владельцем карты.

Если же вы хотите, чтобы, допустим, ваша жена тоже могла пользоваться вашей картой, есть отличный вариант: открыть ей дополнительную карту, которая будет привязана к вашему счету, но на карте будет ее имя и фамилия. Часто клиенты не знают, что к одной основной карте можно открыть несколько дополнительных.

Кроме того, не следует забывать, что в целях безопасности держатель обязан хранить ПИН код отдельно от карты и никому никогда его не сообщать (даже работнику банка). Дело в том, что операции, при которых был набран ПИН код, всегда признаются совершенными держателем карты и в случае чего, вы их оспорить не сможете.

Операции с картами в интернете

Отдельно остановлюсь на операциях по картам, которые проводятся через интернет. В последнее время карты многих банков подключают к специальной технологии, которая позволяет провести идентификацию владельца карты в режиме онлайн. При совершении любого платежа через интернет, держатель автоматически перенаправляется на специальную страницу банка, где для подтверждения операции нужно будет ввести пароль, присланный на мобильный телефон. Только при условии правильного набора пароля, операция будет осуществлена.

И в банкоматах

Еще один момент: снятие денежных средств в банкоматах. Особенно в тех из них, которые расположены не в отделениях банка. Ведь мошенники стараются получить данные ваших карт различными способами, в том числе, и путем установки различных устройств на банкоматы. Это может быть, например, накладной считыватель карт, или миниатюрная малозаметная камера, приклеенная сбоку. Поэтому, если банкомат выглядит как-то странно, что-то в нем не так – не рискуйте. Лучше снимите деньги попозже, в другом устройстве, которое не вызывает подозрений.

Будьте внимательны

И в заключение общая рекомендация: регулярно проверяйте движение денежных средств по своим картам. В случае, если в выписке по карте неожиданно появляется операция списания денежных средств, которую вы не совершали, нужно заблокировать карту и обратиться в отделение банка. Там вам должны предложить написать заявление о несанкционированном списании денег с карты, на основании которого проводится расследование и деньги возвращаются на карту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *